Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день разнообразие финансовых инструментов, представленных на финансовом рынке, очень велико. В современных рыночных условиях особый интерес вызывают структурированные финансовые инструменты. Структурированные финансовые инструменты – это новая тенденция современной экономики, представляющая высокий интерес для инвесторов. В западном мире сектор структурированных финансовых инструментов развивается в течение десяток лет, в России они получили распространение сравнительно недавно.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в России культура инвестирования среди частных инвесторов развита слабо, но в связи с изменением пенсионной реформы и невысоким ставкам по стандартным безрисковым финансовым инструментам, таким как депозиты и облигации, прогнозируется повышение интереса к альтернативным средствам сохранения и увеличения капитала домашними хозяйствами, к таким средствам можно отнести структурные продукты, которые способны удовлетворить потребности в сбережении, увеличении вложенных денежных средств, так и потребность в страховой защите. Более того, учитывая тот факт, что в 2015 году были введены общедоступные индивидуальные инвестиционные счета, средства на которых не облагаются налогом при соблюдении определенных условий, структурные продукты могут стать одним из самых востребованных инструментов для инвестирования.
Цель курсовой работы – исследование существующих структурных продуктов как инструмента перераспределения рисков на финансовом рынке.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
исследовать место и роль структурированных продуктов на финансовом рынке;
провести анализ рынка структурных финансовых продуктов Российской Федерации;
выявить проблемы и оценить перспективы развития структурных продуктов как инструмента перераспределения рисков.
Объект исследования – структурные продукты на российском финансовом рынке.
Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с выпуском и обращением структурных продуктов.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам инвестирования в структурные продукты на финансовом рынке России.
Настоящая работа выполнена на основе использования таких методов, как: наблюдение, интерпретация, сопоставление, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы структурных продуктов как инструмента перераспределения рисков
1.1. Экономическая сущность и виды структурных продуктов
Структурные (структурируемые или комплексные) финансовые продукты уже давно существуют на российском рынке в виде договоров. Но распространение структурных продуктов на практике, сопровождается неполнотой их теоретического исследования, существует множество определений структурного продукта, основанных на различных подходах. Подходы к определению структурного продукта в зарубежной литературе представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Подходы к определению понятия «структурный продукт» в зарубежной литературе
Источник, автор
Определение
Р. Кноп [31. – С.6]
финансовый инструмент, доходность которого зависит от других, более простых инструментов, входящих в его состав. Обычно структурный продукт состоит из кредита, в его различных проявлениях, и одного или нескольких производных инструментов
Ф. Дж. Фабоцци и М. Чоудри [29. – С. 2]
определяют структурные продукты как инструменты, полученные путем секьютиризации различных обязательств.
А. Блюмке [26. – С. 121]
финансовый актив, состоящий из нескольких различных «элементарных» инструментов, комбинированные под определенный профиль риска-доходности, и адаптированный к потребностям
Швейцарский инвестиционный банк «UBS»
сочетание одного простого финансового инструмента с одним или несколькими деривативами, который выполняет множество функций по повышению эффективности портфеля и может быть использован для изменения уровня риска и доходности
Подходы к определению структурного продукта российских авторов представлены в приложении А.
Таким образом, структурные продукты - это инновационные, гибкие инвестиционные инструменты и альтернатива прямым финансовым вложениям, таким как акции, облигации, валюты и тому подобное. Такие финансовые продукты достаточно универсальны, чтобы соответствовать любому профилю риска, независимо от того, как ведут себя рынки. Качество структурного продукта напрямую связано с кредитоспособностью должника или эмитента. Структурные продукты подвержены риску эмитента. Чтобы свести риск эмитента до минимума, инвесторы должны придерживаться высококачественных эмитентов и распределять свои инвестиции между несколькими эмитентами. Диверсификация, конечно же, лучшая стратегия для всех форм инвестиций, включая и структурные продукты.
Наиболее полные классификации структурных продуктов разработаны EUSIPA [27] (Европейская ассоциация структурных продуктов) и SSPA [28] (Швейцарская Ассоциация Структурных Продуктов) и представлены в приложении А. Согласно данным классификациям, структурные продукты включают в себя инструменты с защитой капитала, повышенной доходности, с участием, с кредитным плечом и гибридные (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация структурных продуктов
Существуют типы структурных продуктов, полностью не попадающих в выделенные категории, так как в них могут содержаться параметры от продукта с защитой капитала (или из любой другой категории) с некой надстройкой, влияющей на условия выплат дохода.
Помимо предложенных классификаций продукты могут быть классифицированы по другим основаниям, представленным в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Классификация структурных продуктов по различным основаниям
Признак классификации
Классификация
Категория структурного продукта
инвестиционные; с «эффектом плеча»; страховые
Тип продукта
на одном базовом активе; на корзине базовых активов
Тип инвестора
розничные; институциональные
Срок действия продукта
неопределенный; фиксированный
Место обращения
биржевые; не биржевые
Форма оформления продукта
договор между двумя лицами; ценная бумага; фонд; депозит; страховой продукт; пенсионный продукт
Базовый актив, лежащий в основе
индексы; отдельные акции; товар; корзина активов; валютный курс; процентная ставка; кредитные активы; другие активы
Степень гарантии возврата капитала
полная; частичная; условная; без гарантии
Цели создания
создание нестандартного сочетания риска и доходности; хеджирование рисков; диверсификация портфеля; выход на зарубежные рынки; бухгалтерская и налоговая оптимизация
Уникальность продукта
очевидная структура; уникальная структура
В зависимости от срока подписки
с неограниченным сроком подписки; с фиксированным сроком подписки
Количество выплат
единовременная выплата дохода; периодическая выплата дохода; купонные продукты; бескупонные продукты
Сценарии, на которые рассчитан продукт
рост цены; падение цены; боковая динамика; другие сценарии
Зависимость от ценового пути
не зависимые от ценового пути; зависимые от ценового пути
По методу работы механизма продукта
метод постоянного пропорционального страхования портфеля; метод использования внедренных опционов
Как видно из представленных классификаций Европейской ассоциации структурных продуктов и Швейцарской Ассоциации Структурных Продуктов в мировой практике разновидности структурных продуктов варьируются от достаточно консервативных видов, по которым предусмотрен полный возврат вложенных средств с некоторой негарантированной доходностью, зависящей от изменения цены базового актива, до спекулятивных инструментов, не предусматривающих возврата вложенных средств, взамен на ожидаемую высокую доходность. Структурные продукты представлены различными видами, подразумевающими отдельные механизмы выпуска для каждого.
Структурные продукты создаются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. В заранее оговоренную дату исполнения продукт прекращает действовать, происходит что-то вроде погашения облигации. Некоторые структурные продукты могут быть погашены досрочно при наступлении каких-то условий, это называется «автоколл» [4. – С. 29].
Структурные продукты как инструмент перераспределения рисков обладает как преимуществами, так и недостатками, как показано в таблице 1.3.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 18.04.2018 № 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части регулирования структурных облигаций"
2. Волегова А.С. Структурные проблемы российского рынка структурированных продуктов // Пермский финансовый журнал, 2016, № 2 (15), С. 31-48.
3. Галактионов И. Что такое структурные продукты и когда их стоит покупать [Электронный доступ]. - URL: https://bcs-express.ru/novosti-ianalitika/chto-takoe-strukturnye-produkty-i-kogda-ikh-stoit-pokupat;
4. Глухов М. Ю. Российский рынок структурированных продуктов. // Рынок ценных бумаг, 2019. № 18 (393). C. 29.
5. Глухов М. Ю. Структурированные финансовые продукты в системе финансового инжиниринга, диссертация к.э.н. / Финансовая Академия при Правительстве РФ, Москва, 2007, С. 14
6. Иванова А.С. Выбор частного инвестора: структурированный продукт или банковский депозит // Сборник статей международной научно-практической конференции «Аэтерна», 2017. №1. С.159.
7. Игнатюк А. С. Развитие структурированных инвестиционных продуктов на российском рынке ценных бумаг, диссертация к.э.н. / СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2015, С.24
8. Конференция «Российский рынок структурных продуктов II» / DEREX, URL: http://sp.derex.ru/wp-content/uploads/2017/10/Российский-рынок-структурных-продуктов.pdf.
9. Корчак О.Д. Понятие и сущность структурированного финансового продукта //Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. Т. 1. № 2. С. 153-156.
10. Краснянская А.П. Инвестирование в структурированные продукты: перспективы развития // Вестник СамГУ, 2016. №6(140). С. 129.
11. Курманова Л.Р. Структурированные продукты и хеджирование финансовых рисков // Экономические науки. 2015. № 128. С. 71-74.
12. Левицкая А.И. История развития и особенности рынка структурных финансовых продуктов // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 231-233.
13. Литвиненко Д. А. Развитие структурированных инвестиционных продуктов в РФ: диссертация к.э.н. / Институт управления бизнеса и права, Ростов-на-Дону, 2010, С. 19
14. Макшанова Т. В. Рынок структурированных финансовых продуктов в России: современный этап и перспективы развития // Молодой ученый, 2013. №3. С. 257
15. Омельченко В. В. Оценка стоимости розничных структурированных финансовых продуктов, диссертация к.э.н. / НИУ «Высшая школа экономики», Москва, 2010, С. 20
16. Рогозин С.С. Структурные продукты с защитой капитала как альтернатива инвестиций в классические финансовые инструменты // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 4. № 12 (108). С. 68-72.
17. Рогозин С.С. Актуальные проблемы рынка структурированных финансовых инструментов в России // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 441-443.
18. Сайт Московской Биржи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.moex.com, свободный.
19. Сайт Центрального банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.cbr.ru, свободный.
20. Синявская А.И. Анализ современного состояния рынка структурных финансовых продуктов // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 12 (46). С. 228-230.
21. Сорос Д. Новая парадигма финансовых рынков / Джордж Сорос. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 192 c.
22. Спецификация структурного продукта «Автоколл», внебиржевого опционного контракта [Электронный доступ]. - URL: https://s3.open-broker.ru/site/disclosure/broker.agreement.specification.autocall-.pdf
23. Структурный продукт Автоколл «23-й купон». URL: https://open-broker.ru/invest/solutions/structural-products/34/
24. Технологии в условиях неопределенности: структурные инвестиционные продукты / Зеленин А.О., Татьянников В.А. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 3-1 (73). С. 199-202.
25. Янковский Д.И., Гинзбург М.Ю. Структурированные инвестиционные продукты как инструмент управления финансовыми активами частных лиц // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2016. № 24 (306). С. 51-64.
26. Blumke A. How to Invest in Structured Products: A Guide for Investors and Investment Advisors, L.: John Wiley & Sons Ltd.,2009, р. 121
27. Categorisation [Electronic resource] / European Structured Investment Products Association EUSIPA – Brussels: EUSIPA – Electronic data. – 2018. – URL: https://eusipa.org/governance/#Categorisation (access date: 12.03.2018).
28. Categorization model: Investment Products [Electronic resource] / Swiss Structured Products Association SSPA – Zurich: SSPA – Electronic data. – 2018. – URL: https://www.svsp-verband.ch/en/structured-products-pro/# (access date: 12.03.2018).
29. Fabozzi F.J., Choudhry M. The Handbook of European Structured Financial Products, John Wiley & Sons Ltd., 2004, p. 2.
30. Hull J. Options, Futures, and Other Derivatives / Pearson; 10th edition, 2017. - 896 p.
31. Knopp R. Structured Products, A Complete Toolkit to Face Changing Financial Markets., John Wiley & Sons Ltd., 2002., p. 6.
32. URL: http://bcspremier.ru/investment/struct_product/about